Поход с Язевого озера к зимовке Сарсенбай

День 9. 3 августа 2016 года

Утро. План пешеходного маршрута

Мы достигли Язевого озера. Но наш план еще не выполнен. Мы хотим посетить подножье горы Белуха. Для этого нужно пешком или на лошадях добраться до зимовки Сарсенбай и оттуда до нижнего лагеря под горой Белуха.

К сожалению, арендовать лошадей на Язевом озере мы не смогли, все лошади были заняты. Нам посоветовали добраться до зимовки Сарсенбай, и там поговорить с местным конюхом, у которого есть еще лошади.

Помните карту, на посту при въезде в заповедник? Согласно этой карты от лагеря на Язевом озере до Сарсенбая 12 км. Машины могут закинуть нас на край Язевого озера, это должно сократить наш маршрут на 4 км. Остается 8 км: с легкостью, подумали мы и начали собирать вещи.

Решаем разделить группу. Эдуард остается на озере, ставит палаточный лагерь и рыбачит. С ним остаются автомобили. Остальная группа собирает рюкзаки и отправляется в пеший маршрут до Сарсенбая, а дальше по обстоятельствам. Пеший выход планировался на три дня. Была надежда пересесть на лошадей на Сарсенбае.

Ранний подъем. Утро восхитительное, погода шикарная. Хочется остаться здесь навсегда. Туман медленно течет над озером, постепенно растворяясь. А мы собираем рюкзаки.

Автомобили перегоняем к месту для палаточного лагеря. Мистраль заводится с трудом.

Заброска на точку старта

Точка старта - это пограничная застава на северо востоке от Язевого озера. Здесь мы должны были предъявить пропуска, которые получали в Урыле, но на заставе никого нет. Дальше машины ехать не могут - дороги нет.

Пешая группа в два захода забрасывается на точку старта, водитель остается один, поэтому приходится ездить на одной машине. На заброску уходит много времени. Реальное наше время старта 11:40. Опять непредвиденная задержка....

Наш поход планируется вплотную к границе с Россией. Основная задача случайно не пересечь границу. Местные пугают, что если нас поймают на российской стороне пограничники, то ареста не избежать. Очень рекомендуют воспользоваться гидом. Но с нами навигатор, на котором мы набросали план похода, поэтому ничего не боимся.

Пеший маршрут к зимовке Сарсенбай

Буквально со старта понятно, что мы допустили несколько ошибок.

Во-первых, маршрут мы строили по описанию других путешественников в интернете, но в этом году старые тропы затопило. Вы же помните, что 2016 год - это год больших дождей и высокой воды?! Навигатор уверенно вел нас в болото, обещая быстро домчать до конечной точки. Но здравый смысл заставил нас убрать электронику и пойти по лошадиным следам.

Во-вторых, мы никак не ожидали встретить болото на пути. Т.е. мы полагали, что может быть небольшой заболоченный участок, но что весь путь будет проходить по болоту - это оказалось неожиданным. Тропы размыты и разбиты лошадьми, идти очень не просто. В итоге мы двигались со скоростью 2-3 км/ч. Благо по дороге мы купили резиновые сапоги. Помните?

В-третьих, комары. ТЬМА КОМАРОВ!

В любом случае, поход стартовал. Группа не готова к мощному пешему рывку, есть неопытные туристы, есть люди в возрасте, поэтому мы двигаемся не торопясь. 45 минут хода, 15 минут отдыха. По плану - 4 таких отрезка и мы на точке.

По пути нам встречаются два небольших озера. На привалах можно поесть красной смородины прям с куста.

К третьему привалу, я понимаю, что с расстоянием мы вероятно ошиблись. На этот участок маршрута у нас не были загружены карты Гугла. Был нанесен лишь первый отрезок пути, чтобы не перескочить границу с Россией. Ошибку осознал, но виду не подаю.

С четвертого привала у народа возникают вопросы, а сколько осталось, и приходиться на вскидку обещать 2-3 привала. К этому времени рюкзаки "стали" уже значительно тяжелее. Настроение поддерживает Наташа, которая почти всю дорогу поёт. Но даже у нее репертуар уже подходит к концу.

В 16:00 мы встречаем на своем пути еще одну табличку: "Стой! Проход запрещен. Государственная граница". Появляется сомнение, что мы идем правильной дорогой.

Шестой привал, а конца не видно. Мы даже не вышли еще в ущелье реки Белая Берель. Обстановка напряженная, мы уже порядком подустали. Теперь понятно, почему нам настойчиво рекомендовали найти лошадей. И гида...

И только в 18:20 мы выходим на точку, с которой видна река Белая Берель. Теперь сомнений нет, мы на правильном пути. Вдали виднеется зимовка Сарсенбай, но до нее еще пара километров. Тропа с этого момента более сухая, болота почти нет. Мы спускаемся с горы в долину по серпантину.

Ближе к 7 вечера мы достигаем зимовки. Встречаем Турсун-ага, он здесь главный. Обсуждаем возможность аренды лошадей. К сожалению, хороших вариантов у него для нас нет. Лошадей здесь бронируют за несколько месяцев, и ближайшие дни все расписаны. Есть такие варианты:

1. Завтра он может закинуть нас на лошадях к нижнему лагерю под горой Белуха. Но назад привести нас не сможет, потому что назад он будет спускать группу туристов.
  2. Завтра после обеда он может отвезти нас назад к Язевому озеру.
Других вариантов по лошадям нет.

Нужно подумать, договариваемся, что утром примем решение. А пока он рекомендует еще немного пройти, чуть выше есть место под палаточный лагерь. Приходится идти еще пару километров, потому что в районе зимовки палатки ставить некуда, везде болотистая или неровная местность.

В 19:47 мы выходим на поляну для палаточного лагеря. Сумерки. Мы сильно уставшие из последних сил ставим лагерь и собираем дрова на костер. Обсуждаем, сегодняшний поход. Для всех оказалось неожиданным, что они способны выдержать такую нагрузку. Но понятно, что завтра все мышцы будут гудеть, и повторять сегодняшний подвиг не хочется.

Обсуждаем варианты развития похода. На этот поход у нас выделено 3 дня, один из которых закончился. Соотвественно у нас два варианта:

1. Завтра после обеда с Турсун-ага на лошадях вернуться на Язевое озеро.
  2. Завтра отдохнуть, погулять в окрестностях, и послезавтра пешком вернуться на Язевое озеро.
Сейчас нам понятно, что на Кок-Коль мы не попадаем.

Немного поразмыслив, решаем завтра вернуться на Язевое, и там провести один день. А пока готовим ужин, и ложимся спать. Долгожданный отдых... Комары.

Итоги девятого дня

Карта на посту ввела нас в заблуждение. При том, что мы сократили маршрут на машине на 4 км, мы прошли в итоге 16 км. Т.е. от заставы пограничников до зимовки Сарсенбай 14 км, и еще 2 км до палаточного лагеря. Если идти от лагеря на Язевом озере, то расстояние уже будет 18-20 км. Почти весь путь по болоту, и разбитым тропам от лошадей. Скорость вдвое ниже, чем скорость, с которой я хожу по алматинским горам. Если бы мы знали, что путь будет таким трудным, то еще из Алматы поставили бы бронь на лошадей. На зимовке ребята нам не верили, когда мы им сказали, что пришли пешком. Говорят, что так никто не делает. Хотя бы груз отправляют на лошадях.

Не смотря ни на что мы довольны собой. Завтра до обеда отдохнем, погуляем по окрестностям, а потом назад на лошадях. Волнуемся, почти никто раньше на лошадях даже не сидел.